Добрый и злой герой сказки

Материалы для детей

Добро и зло в русских народных сказках

Русские народные сказки дают возможность, лучше, узнать о сложном мире, находясь еще маленьким ребенком. А для подрастающего поколения граница между добром и злом должна быть четкой и ясной. Именно так дети смогут разглядеть, что плохо, а что хорошо.
В народных сказках зло и добро всегда выглядят ярко, их очень хорошо заметно. При этом все плохие и злые персонажи никогда не могут исправиться, они просто-напросто оказываются побежденными и униженными, то есть – ни с чем. Тот, кто несет с собой зло, в конце концов, обязательно будет наказан. А добро, наоборот, будет хорошо вознаграждено и получит все, а может даже и больше.

Вот почему каждая русская сказка наводит пример противостояния добра и зла. Какими бы не были злые герои, их всегда побеждают сильные, смекалистые, удачливые и просто добрые персонажи. Все это благодаря их нему доброму сердцу, жалости к другим беззащитным персонажам, которым необходима помощь. Добрым героям помогают все, даже птицы и звери. Вот яркие примеры: Ивану царевичу помогал Серый волк, а заяц, рак и утка оказали помощь в поисках иголки, чтобы победить злого Кощея и спасти Василису.

На протяжении многих веков русский народ производил устное народное творчество, в котором закладывалась народная мудрость, свое стремление и надежду. Русская народная сказка – это не только развлечение, скрашивающее долгий вечер, а еще и урок как должен вести себя человек и к чему он должен стремиться. Книга с Русскими народными сказками является самой любимой, как для детей, так и для взрослых. Она – проста, добра и светла. В ней исключено место для предательства, фальши и лжи. Каждый злой поступок получает заслуженное наказание.

Вспомним слова, написанные великим русским поэтом – Александром Сергеевичем Пушкиным. «Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок! Народные сказки пишутся в принципе для детей, что бы подрастающее поколение впитывало в себя важные моменты и уроки, которые скрыты в сказочных героях и их забавных приключениях. Но и многим взрослым они тоже приходятся по душе. В сказках всегда добро побеждает зло. За добрые поступки каждый будет награжден. Наверное, немного найдется людей, которые скажут, что не помнят ни одного сказочного персонажа. Это из-за того, что фольклор пропитан душой всего русского народа.

Рассмотрим зло в народных сказках, которое всегда изображалось безобразным и страшным.

Зло имеет непобедимую силу и власть, навеивает на всех героев страх и подавляемость. Создает чувство полной беззащитности. Злой персонаж, наделенный магическими способностями, всегда имел безобразную, не очень приятную, отталкивающую от себя внешность. Но благодаря уму, смелости, доблести и отваги, сказочным героям все-таки удаётся его победить. Такие персонажи как Баба Яга, трехглавый Змей Горыныч и Кощей Бессмертный несут народу только беду, горе и слезы. Они обеспечены огромным войском разной нечисти. Например: злых ведьм поедающих маленьких детей. Но в то же время Баба Яга оказывает незаменимую помощь главному герою.

В нашем русском фольклоре злые персонажи всегда точно противопоставлены добрым. В сказках нет героев, которые на половину плохие или немножко хорошие. Они либо от самого начала темные, злые завистливые, либо же полностью светлые, добрые, великодушные, сочувствующие другим персонажам. Обычно это относится не только человеческих персонажей, но и животных. Например: Конек-Горбунок, Серый Волк, Сивка-Бурка и множество других.

Рассмотрим следующего сказочного персонажа «Ивана царевича». Русский народ тоже изобразил его смелым и отзывчивым, добрым и умным. Именно из-за этих положительных качеств ему в помощь пришла сила природы, которая позволила царевичу преодолеть трудные задачи возникших на его не легком пути. Женский образ в Русской народной сказке всегда наделен невероятной красотой, Как говорится «ни в сказке сказать, ни пером описать». Он мудр и добр, заботлив и трудолюбив, вот именно из-за таких качеств к ним на помощь спешат красивые, смелые и умные герои. Добрый персонаж всегда имеет мягкий характер, хорошие манеры поведения и приятную внешность.
Когда ребенок слушает сказку, то он практически сразу определяет для себя доброго героя для подражания, на кого он хочет быть похожим. Вот таким простым образом устное народное творчество закладывало в ребенке понятие зла и добра, что плохо, а что хорошо.

Источник

Игровой тренинг «Путешествие по сказкам». Тема: «Добро и зло в сказках»

Игровой тренинг «Путешествие по сказкам».

Тема: «Добро и зло в сказках»

Цель: Формировать у детей представление о добре и зле, Дать понять, что каждому дана свобода выбора: творить добро или зло. Обобщить, закрепить и расширить знания детей о добрых и злых героях. Расширять активный словарь детей, посредством пословиц и сложных слов. Обучать детей элементам сценического искусства (пантомима). Воспитывать в детях положительные качества: взаимопомощь, дружелюбие, уважение к соперникам.

Есть на свете страна – это сказка!
Чудесами полна, волшебством,
Дети любят её – там прекрасно!
Всех чарует своим колдовством!

– А любите ли вы сказки? Много сказок знаете? Сегодня я приглашаю вас в сказочный мир.

– А хотите узнать тему нашей игры? Тогда расшифруйте её.

– А что вам больше всего нравиться в сказках? Добро или зло? А давайте все вместе сделаем круг и поиграем в «Доброе животное»! Возьмитесь за руки. Игра «Доброе животное»

Читайте также:  Сказки про злость для детей

Только добрые герои. (Буратино, Золушка, Кот в сапогах, Дюймовочка, Конек-горбунок, Лунтик, Чиполлино).
Только злые герои. (Баба-Яга, Кощей Бессмертный, Карабас, Волк, Людоед, Бармалей, Снежная королева).

Звучит музыка. Изобразить по настроению музыки определенного героя: злого или доброго.

Модест Мусоргский – Избушка на курьих ножках (Баба Яга)- злость

Григ «В пещере горного короля»

Людвиг Ван Бетховен «Музыкальная шкатулка»- веселая, добрая

Молодцы, справились с заданием. Что бы узнать героя следующей сказки, нужно отгадать загадку:

Назовите сказки, где одним из героев является Баба Яга.

3. Народная игра «Пятнашки Бабы Яги» .

Очерчивается круг, играющие встают за кругом. Водящий с метлой в руке становится за линию круга вовнутрь. Дети произносят слова :

«Баба Яга, костяная нога

С печки упала, ногу сломала.

Дети перепрыгивают через линию в круг и обратно, стараясь, чтобы водящий метлой их не коснулся. Если водящий дотронулся метлой, когда дети находились в кругу, то они выходят из игры и выполняют задания (5 приседаний, 5 прыжков на одной ноге и т. д.) после чего возвращаются в игру.

Баба-Яга злая или добрая. Давайте злую старуху превратим в добрую. Для этого поиграем в игру «Скажи наоборот». Подбирайте к моему слову слово с противоположным значением.

Вот мы и превратили Бабу-Ягу в добрую бабушку. Как вы думаете, а почему Баба-Яга всегда злая в сказках? ( Ответы детей)

Чтобы попасть в следующую сказку, вам нужно выполнить одно задание:

4. Назови лишнее слово (дети сидят.)

– мастерить, сооружать, ломать, создавать
– храбрый, смелый, трусливый, отважный
– грустный, печальный, веселый, унылый

– благородный, рыцарский, подлый, геройский
– драться, ссориться, дружить, ругаться
– веселый, радостный, задорный, грустный

5. Упражнение на снятие психоэмоционального напряжения «Снежная королева».

Цель : Развивать умение передавать заданное эмоциональное состояние различными выразительными средствами. Развитие наблюдательности, воображения, образного мышления.

Педагог набрасывает на себя платок превращается в «Снежную королеву». Дети становятся полукругом и расслабляются. «Королева» рассыпает снежинки (конфетти), и как только «снежинки» касаются детей, последние тут же превращаются из спокойных, расслабленных в грубых, резких, злых. Это состояние они показывают жестами, мимикой, выражают словами. Разрешается говорить грубости. После упражнения все стоя расслабляются. Педагог помогает детям снять напряжение и возбуждение. Поглаживая по спинам, рукам и плечам. «Теперь вы снова становитесь мягкими, добрыми, а ваше сердце разогревается и наполняется радостью».

6. Игра собери маску доброго героя и маску злого героя.

Дети делятся на две команды. Одна команда делает совместный коллаж доброго героя, а другая из разных частей лица делает – злого.

После сладкого обеда,

Даже в сказках полагается поспать.

А для сладких сновидений

Лучшие загадки загадать.

Ехал парень на печи.

Прокатился по деревне

И женился на царевне.

Нет совсем одной ноги,

Зато есть замечательный

Он разбойник, он злодей,

Свистом он пугал людей.

Всех важней она в загадке,

Хоть и в погребе жила :

Репку вытащить из грядки

Деду с бабкой помогла.

С кем Мороз играет в прятки,

В белой шубке, в белой шапке?

Знают все его дочурку,

Ждали маму с молоком,

А пустили волка в дом

Сегодня мы с вами говорили о добре и зле. Вы сказали мне, что вам больше нравится добро.

Чему нас учит добро!

Добро – это когда люди содействуют, помогают друг другу.

Добрый человек – это тот, кто любит людей и готов в трудную минуту прийти им на помощь, любит природу и бережет ее, вежлив в общении, уважителен к взрослым и младшим, любит птиц, помогает им выжить в зимнюю стужу. Добрый человек замечает в других, прежде всего хорошее. Доброта – отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим.

Давайте все вместе зажжем костер тепла и доброты.

«Костер Дружбы» дети становятся в круг, берутся за руки и все вместе садятся на одно колено, руки поднимают вверх, а затем опускают вниз. Со словами «Раз, два, три – костер дружбы гори» расцепляют руки и поднимая постепенно вверх руки «фонарики». Горит огонь.

Источник

Сказки о добре и зле

Добро всегда побеждает зло, но на пути к победе его ждем море препятствий и испытаний. Злые силы не дремлют и постоянно обрушиваются на землю новыми угрозами. То Змей Горыныч украдет прекрасных девиц, то Баба Яга состроит козни, то родные братья начнут со свету сживать. Однако же светлые чары всегда сильнее и луч света всегда пробьётся даже через непроглядную тьму! Читайте сказки о добре и зле на сайте Мишкины книжки и сами в этом убедитесь!

Снежная королева

Ганс Христ. Андерсен

Снежная королева — одна и самых известных сказок Ганса Христиана Андерсена о любви, которая способна преодолеть любые испытание и растопить даже ледяное сердце! Снежная королева читать История первая, в которой рассказывается о зеркале и его…

Кошкин дом

ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА Кошка; Два котенка; Кот Василий; Грачи; Козел; Бобры; Коза; Поросята; Петух; Баран; Курица; Овца; Свинья; Рассказчик. Хор Бим-бом! Тили-бом! На дворе — высокий дом. Ставенки резные, Окна расписные. А на лестнице ковер…

Читайте также:  Краткое содержание рассказа человек на часах лесков 6 класс

Бычок-чёрный бочок, белые копытца

русская народная сказка

Сказка про девочку Нюрочку, которая попала к Бабе Яге. Баран и козел пытались спасти девочку, но старуха их нагоняла. Только храбром бычку удалось вернуть Нюрочку домой… Бычок – чёрный бочок, белые копытца читать Жили-были муж…

Сказка о царе Салтане

Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди создана на основе народной сказки «Чудесные сыновья». Александр Сергеевич Пушкин обогатил народное произведение новыми сюжетными поворотами,…

Гуси-лебеди

русская народная сказка

Гуси-лебеди — сказка о том, как мальчика унесли гуси-лебеди и сестричка отправилась его искать. Печка, яблонька и речка помогли девочке спасти брата. Читайте сказку в обработке А.Н. Толстого. Гуси-лебеди читать Жили мужик да баба. У…

Подарки феи

Сказка про двух сестер. Старшая была грубая и заносчивая, а младшая добрая и прекрасная. Каждую из них фея наградила по заслугам. Теперь каждое слово младшей дочери превращалось в розу или драгоценность, а старшая дочь роняла…

Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях

Сказка рассказывает о прекрасной девушке, мать которой умирает сразу после родов. Царь-отец женится на красивой, но коварной мачехе. У новой королевны есть волшебное зеркальце, которое может разговаривать. Она задает ему один и тот же вопрос:…

Волшебное кольцо

русская народная сказка

Волшебное кольцо — сказка о добром юноше Мартынке, который место того, чтобы купить хлеб, спас кота и собаку, а топом и красну девицу, получив от её отца в подарок волшебное кольцо. Когда в дом к…

Царевна-лягушка

русская народная сказка

Царевна-лягушка — русская народная сказка, где главный герой, Иван-царевич женился на лягушке по воле судьбы. Иван не догадывался, что его жена — Василиса Премудрая, обращенная Кощеем в лягушку. Поспешил Иван, сжёг лягушачью шкуру и пришлось…

Источник

«Добрые» и «злые» персонажи русских народных сказок: соотношение признаков

Особенности восприятия носителями русского языка «добрых» и «злых» персонажей народных сказок на основании результатов психолингвистических экспериментов, проведенных в рамках эксперимента с использованием методов анкетирования и свободной группировки.

Рубрика Литература
Вид статья
Язык русский
Дата добавления 11.12.2018
Размер файла 37,1 K

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

70 Издательство «Грамота» www.gramota.net

Размещено на http://www.allbest.ru/

70 Издательство «Грамота» www.gramota.net

Амурский гуманитарно-педагогический государственный университет

Елина Анастасия Каерхановна


добрый злой персонаж сказка


В статье описываются особенности восприятия носителями русского языка «добрых» и «злых» персонажей народных сказок на основании результатов психолингвистических экспериментов, проведенных в рамках предпринимаемого исследования: эксперимента с использованием метода анкетирования, эксперимента с использованием метода свободной группировки и прямого ассоциативного эксперимента.


Ключевые слова и фразы: восприятие; носители языка; психолингвистический эксперимент; метод анкетирования; метод свободной группировки; прямой ассоциативный эксперимент.


Annotation


“KIND” AND “EVIL” PERSONAGES OF THE RUSSIAN FOLK TALES: ATTRIBUTES CORRELATION


The author describes the peculiarities of the Russian language speakers’ perception of the “kind” and “evil” personages of folk tales on the basis of the psycho-linguistic experiments results, conducted within the limits of the undertaken research: the experiment with questioning method use, the experiment with free grouping method use and the direct associative experiment.


Key words and phrases: perception; language speakers; psycho-linguistic experiment; questioning method; free grouping method; direct associative experiment.


Основная часть


В рамках предпринимаемого исследования с целью установить, как воздействует социум на восприятие носителями языка героев народных сказок, был проведен ряд психолингвистических экспериментов. Отобранных для исследования из сборника А. Н. Афанасьева [1] персонажей русских народных сказок по результатам эксперимента с использованием метода анкетирования можно разделить на положительных (признак «добрый» входит в ядро концепта) и отрицательных (признак «злой» входит в ядро концепта). В восприятии носителей языка положительными героями являются морской царь, Морозко, Марья Моревна, царь-девица, Елена, Емеля, Иван-царевич, Никита Кожемяка, падчерица, Иван-дурак, солдат, Василиса, Алёнушка. К отрицательным персонажам относятся баба-яга, нечистый дух, Кощей Бессмертный, мачеха, Змей Горыныч, ведьма. Ни к одной из этих групп мы не можем отнести таких персонажей, как Мартынка, Федот-стрелец и Заморышек, поскольку на основании реакций испытуемых не представляется возможным выделение ядерных личностных характеристик героев.


Чтобы расширить представление о восприятии носителями языка персонажей русских народных сказок, мы провели дополнительный эксперимент с использованием метода свободной группировки, в ходе которого было опрошено 100 носителей русского языка в изолированных аудиторных условиях группами по 10-15 человек. Инструкция давалась в письменной форме, информанты во времени не ограничивались. Инструкция выглядела следующим образом: «Распределите сказочных персонажей по группам (количество групп и принципы объединения определяются Вами самостоятельно): баба-яга, нечистый дух, морской царь, Кощей Бессмертный, Морозко, мачеха, ведьма, Марья Моревна, царь-девица, Змей Горыныч, Елена, Иванцаревич, Емеля, падчерица, Заморышек, Никита Кожемяка, Мартынка, Иван-дурак, солдат, Федот-стрелец, Василиса, Алёнушка». Эксперимент проводился на базе Алтайской государственной академии образования им. В. М. Шукшина. Возраст испытуемых варьировался от 18 до 25 лет.


Марья Моревна, Елена, Иван-царевич, Емеля, Никита Кожемяка, Мартынка, солдат, Федот-стрелец, Василиса, Аленушка, царь-девица, Иван-дурак, падчерица, Заморышек. К группе «злые» респонденты относят таких персонажей, как баба-яга, нечистый дух, Кощей Бессмертный, мачеха, ведьма, Змей Горыныч.


Какие признаки внешности и личностные характеристики в сознании носителей языка соотносятся с положительными и отрицательными персонажами? Чтобы ответить на этот вопрос, сопоставим результаты эксперимента с использованием метода анкетирования и эксперимента с использованием метода свободной группировки. Представим результаты в форме Таблицы, опираясь на полученные реакции.


Таблица 1

Метод свободной группировки

С трезубцем, с короной, с бородой.

Справедливый


Могущественный

Старый, с бородой, красный нос и щеки, холодное, с посохом.

Прекрасная, красивая, длинная коса, молодая девушка.

Умная, премудрая, мудрая.

Простой деревенский русский молодой парень.

Дурак, глупый, везучий, веселый, ленивый, любит валяться на печи.

Сильный, красивый, молодой,

светловолосый, блондин, высокий.

Сильный, русский богатырь, большой.

Молодая девушка, красивая, миленькая, девочка.

Трудолюбивая, выполняет всю работу по дому, скромная, послушная, бедная.

Глупый, везучий, ленивый.

Сильный, одет в военную форму.

Красивая, прекрасная, длинная коса, молодая девушка.

Умная, мудрая, премудрая.

Красивая, девушка, девочка, милая.

Метод свободной группировки

Старая,

страшная, горбатая, летает в ступе с метлой, носит лохмотья, нос с бородавкой.

Хитрая, вредная, делает пакости, ест людей.

Кощей


Кощей

Худой, костлявый, высокий, старый, страшный, тощий.

Ненавидит приемную дочь, любит родную, эксплуатирует падчерицу, жадная, скупая, алчная, корыстная.

Страшная, летает на метле, старая

Трехглавый, огнедышащий,

дракон, змей, зеленый, большой.

Как видно из Таблицы, с положительными сказочными персонажами в сознании носителей языка чаще всего соотносятся такие внешние признаки, как красивый/красивая, молодой/молодая; мужским персонажам также соответствует определение сильный. Что касается личностных качеств, то в отношении положительных героев используется характеристика умный/умная; кроме того, мужским персонажам соответствуют определения храбрый, смелый.


С отрицательными персонажами респонденты чаще всего соотносят следующие внешние признаки: старая/ старый, страшная/страшный. Прочие характеристики внешности носят единичный характер, однако также указывают на физическую непривлекательность, отталкивающую наружность «злых» сказочных персонажей: горбатая, нос с бородавкой, носит лохмотья; толстая; худой, костлявый, тощий. Отличительной личностной характеристикой отрицательных героев русских народных сказок, хотя и условно, можно назвать определение хитрая, которое повторяется только в двух случаях из шести и, следовательно, не является частотным. Прочие признаки носят единичный характер и не имеют совпадений. В некоторых случаях личностные характеристики вообще отсутствуют. По результатам эксперимента с использованием метода анкетирования не представляется возможным выделение других ядерных личностных качеств персонажей нечистый дух, Кощей Бессмертный и Змей Горыныч, кроме определения злой, которое, таким образом, является абсолютным ментальным признаком отрицательных сказочных персонажей.


Чтобы получить более разностороннюю характеристику восприятия носителями русского языка героев народных сказок, мы провели прямой ассоциативный эксперимент, который показывает, какие ассоциативные связи существуют на поверхностном уровне сознания. В ходе эксперимента было опрошено 100 носителей русского языка в изолированных аудиторных условиях группами по 10-15 человек. Эксперимент проводился на базе Алтайской государственной академии образования им. В. М. Шукшина. Возраст испытуемых варьировался от 18 до 25 лет.


Информантам предлагалось, не задумываясь, написать рядом со стимулом первое слово (слова), которое придет им в голову. Инструкция давалась в устной форме, что не противоречит задачам прямого ассоциативного эксперимента. В ходе эксперимента респондентам в устной форме предъявлялись следующие слова-стимулы: баба-яга, нечистый дух, морской царь, Кощей Бессмертный, Морозко, мачеха, ведьма, Марья Моревна, царьдевица, Змей Горыныч, Елена, Иван-царевич, Емеля, падчерица, Заморышек, Никита Кожемяка, Мартынка, Иван-дурак, солдат, Федот-стрелец, Василиса, Алёнушка. Информантам была предложена следующая инструкция: «Рядом со словом-стимулом напишите любое слово, которое первым придет Вам в голову».


Как соотносятся результаты эксперимента с использованием метода анкетирования и прямого ассоциативного эксперимента? Чтобы ответить на этот вопрос, представим результаты в форме Таблицы, опираясь на полученные реакции носителей языка.

Источник

Презентация «Добрые и злые сказочные герои» к конспекту классного часа «Что такое доброта»

Описание презентации по отдельным слайдам:

Номер материала: ДВ-350084

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

В российском регионе отменили выпускные вечера в школах из-за коронавируса

Время чтения: 1 минута

В Петербурге отменили бал медалистов

Время чтения: 1 минута

Всероссийский студенческий выпускной состоится 10 июля

Время чтения: 2 минуты

ЕГЭ проходит штатно на всей территории России

Время чтения: 1 минута

Рособрнадзор: почти половина учителей не дотягивает до базового уровня подготовки

Время чтения: 2 минуты

Итальянский учитель дал детям задание на лето и прославился

Время чтения: 4 минуты

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Сказочный портал